Только велосипед

Интервью годовалой давности актуально сегодня как никогда. Председатель федерации велосипедного спорта Кировской области Григорий Долгих был одним из первых, кто открыл профессиональный веломагазин в Кирове и ввел моду на экстремальное двухколесное вождение.

 

Табуретка, стол, каталог и 10 велосипедов, — таким был магазин «Велопрофи» в момент своего рождения 8 лет назад. К 2013 году владелец магазина — известный в Кирове спортсмен Григорий Долгих — вывел «Велопрофи» на ведущие позиции. А скоро достигнет пика популярности и велодвижение в целом, убежден Григорий. Осталось только «победить» человеческую лень и понты.

06.10.2013  522

Григорий Долгих

«Родился в фуфайке»

 Григорий Долгих — личность известная. Спортсмен, председатель областной Федерации экстремального велосипедного спорта, победитель множества различных соревнований по даунхиллу (DH —  экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы на время; типичная трасса даунхилла — это крутые спуски, резкие повороты, неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев…). А еще Григорий родился даже не в рубашке, а как сказали ему врачи, в фуфайке: летом 2009 года на соревнованиях по miniDH в Нижнем Новгороде спортсмен упал с велосипеда и получил травму позвоночника.

- Вот я лечу,… почти вкатываю..тут у меня переднее колесо резко выскальзывает влево… -  напишет позднее об этом падении Григорий. — Я не успеваю даже сгрупироваться и врезаюсь головой в небольшое дерево.. Доля мгновения просится, пока я кувыркаюсь хрен знает куда и останавливаюсь. Шок. Дыхание сбило напрочь, могу только кряхтеть и стонать. Сдергиваю шлем, трогаю нос — сломался… все в кровище… Пытаюсь встать и не могу…

 

Месяц Григорий лежал не двигаясь, затем снова научился ходить. Однако скоро выяснилось, что, если срочно не сделать дорогостоящую операцию, его в любую минуту может парализовать. Деньги собирали всем миром. И, кстати, собрали.

 Об этой истории писали газеты, снимали сюжеты. Мы, по долгу службы, беседуем с Григорием сугубо на профессиональные темы, не заглядывая в его медицинскую книжку.

 

 

Табуретка и 10 велосипедов

 - Здесь у нас мастерская. Самая лучшая мастерская в городе, — говорит Григорий улыбаясь. Он подтянут, уверен в себе, стоит, облокотившись на стойку, и по-хозяйски обозревает свой магазин. «Мастерская» — это механик Дмитрий Вячеславович и его небольшой рабочий стол прямо в торговом зале. Справа от «мастерской» выстроились в ряд новенькие велосипеды, склонив рули в сторону покупателей. В коридоре стоят «прокатные» велосипеды и велосипеды «на ремонт». Все это велосипедное изобилие создавалось около 8 лет.

 - Бизнес начинался с табуретки, стола, каталога и примерно 10 велосипедов, — Рассказывает Григорий (в то время владельцем он еще не был). — Рынок тогда был перенасыщен всевозможными дешевыми велосипедами за 5-6 тысяч, а стоимость велосипеда напрямую отражает его качество. Мы же решили заработать себе имя на продаже хороших велосипедов, пусть и дорогих. Конечно, людям тяжело было понять, почему велосипед стоит чуть дешевле «шестерки», а иногда и дороже. Но были и те, кто понимал. Это как раз те люди, которые купили дешевые велосипеды, покатались на них и поняли, что должно быть что-то лучшее. С этими люди мы и работали.

 Приносить прибыль магазин начал только через пару лет, когда переехал от «Универмага на Спасской» к магазину «Книги» на ул. Ленина в более просторное помещение. А еще через некоторое время компаньон Григория предложил ему выкупить бизнес.

 - И я купил, — рассказывает Григорий. — Так даже проще, когда ты один. Когда компаньонов несколько, постоянно возникают какие-то споры… Мы, например, спорили — нужно ли открывать прокат. Тогда взять велосипед на время можно было только в «Авангарде», но цены были просто сумасшедшие — по 500 рублей в час. Я предложил партнеру открыть прокат, он сомневался. Сегодня очередь на прокат велосипедов на выходные у нас занимают в среду-четверг.

 

Сплошные велосипедисты

 - Насколько вообще велосипеды в Кирове популярны?

 - Велотема очень популярна. И в этом для нас и плюс, и минус. Несмотря на то, что город по площади маленький, у нас очень высокая плотность магазинов. Каждый второй открывает магазин велосипедов. Но они немного не понимают, что это очень сложный бизнес. Во-первых, он сезонный. Кроме того, нужно быть специалистом в велосипедах (все, кто в этой сфере работает, так или иначе связаны с велосипедами), в противном случае ты не сможешь развивать бизнес, не будешь понимать, что будет востребовано в следующем году, какие есть тенденции. Ну и высокая конкуренция. Мы «выезжаем» только за счет того, что мы профессиональны, эксклюзивны по брендам, и у нас есть постоянные клиенты. Те, кто покупали у нас велосипеды 5-6 лет назад, приходят к нам снова, потому что они довольны. В нашем городе нельзя работать как в Москве — лишь бы продать, а что клиент не доволен — так это ничего, другой придет. У нас люди очень чувствительные, стоит человека один раз обмануть, он в этот магазин больше не пойдет, и не будет рекомендовать его своим друзьям и знакомым. А сарафанное радио — один из лучших источников рекламы в нашем городе. Мы проводили анализ: вкладывали серьезные средства в рекламу на радио, в газетах, на телевидении, а потом резко перестали рекламироваться везде. И знаете что произошло? Ничего не изменилось.

 

- Вы говорите, что бизнес сезонный. А что вы делаете зимой?

 - Зимой? Готовимся к лету, — Григорий смеется. — На самом деле, есть безумное желание начать торговать еще и зимним ассортиментом, но пока это упирается в площади.

 

- Разве в Кирове много кто катается зимой на велосипедах?

 - Катаются. Я помню, когда мы только начинали кататься зимой, люди на улицах нас фотографировали — что за дурак едет. Где-то даже сохранилась газета, в которой наша фотография и подпись к ней: «В 20-градусной мороз был замечен велосипедист»… Смешно! На самом деле зимой на велосипеде можно кататься точно так же, как и летом, нужно только соответствующим образом одеться и по возможности укомплектовать велосипед шипованными покрышками. Тогда велосипед становится универсальным видом транспорта на весь год. Кстати, для катания в Кирове в виду нашего рельефа лучше всего подходит  горный велосипед с 26-29-дюймовыми колесами. На нем можно проехать по бордюрам, скатиться с лестницы, забраться в любую горку особо не напрягаясь. 

 

 

Утопические велодорожки

 - Скатиться с лестницы, проехать по бордюрам… Мы когда-нибудь доживем до того момента, когда ездить на велосипеде в Кирове станет безопасно?

 - Безопасность движения на велосипеде, в первую очередь, в руках самого велосипедиста. Есть три простых правила: не ездить в плеере, всегда надевать шлем и соблюдать правила дорожного движения. И еще уважать других участников движения — пешеходов, автомобилистов.

 

- Вы, кстати, ездите по дорогам или тротуарам?

- Я езжу и там, и там.

 

- Так нельзя же по тротуарам.

- По идее, да. Но если я, например, еду в час пик на велосипеде, сбоку на дороге — там, где я мог бы ехать, припаркована куча автомобилей, все остальное пространство занято несущимися машинами… Где мне ехать?

 

- А что делать?

- Выезжать на тротуар.

 

- Что-то же можно изменить… Собраться всем велосипедистам, написать письмо Быкову…

- Собирались, писали. Если говорить про «велосипедные» города, то есть очень хороший пример — город Амстердам. Его реконструировали 2 или 3 раза, причем сносили дома (!!!) только для того, чтобы создать безопасную велосипедную инфраструктуру. Там везде велодорожки, и до ближайшей машины, которая движется параллельно, — метров 10-15. Но в условиях нашей страны и нашего города сделать нечто подобное просто нереально. Даже в Москве, где пытаются делать велодорожки и выделяют на это средства, я считаю, все сведется к банальной показухе.

 

- То есть все эти разговоры о велодорожках…

- А где их делать-то в Кирове? Деревья рубить? Так их и так уже не осталось.  Чуть-чуть изменить ситуацию позволило бы перекрытие некоторых дорог для автомобилей. А впрочем, ребята и в сегодняшних условиях находят интересные места для катания -  Филейка, Дендропарк, Заречный парк, — часто рисуют себе маршруты от нескольких десятков до несколько сотен километров и едут по ним.

 

Велотуризм для продвинутых

 

- Вы не думали развивать в Кирове велотуризм?

- Не будем забегать вперед. Какие-то конкретные идеи о том, что можно было бы развить в городе в отношении велосипедов я не хотел бы озвучивать. Люди в Кирове не любят думать, они любят смотреть, у кого что получается и копировать бизнес. Это большая проблема. Причем так в любой сфере.

 - Что касается велотуров, то это очень специфический бизнес. Одно дело — байдарочные туры, когда купил байдарку, посадил пьяных ребят, повел по реке, — подключается к разговору управляющий магазином Константин. Он, оказывается, инструктор по туризму. — Другое дело — велоспорт. Здесь нужна физподготовка. Мы в 2000-х годах водили велопоходы от федерации туризма, но в этих походах все время кому-то становилось плохо… Так что велотуризм — это для продвинутых. А их нам приманивать уже нечем, они все сами могут любой тур организовать.

 - Сейчас у нас ребята в Армении, — подхватывает Григорий. — Собрались, обсудили маршрут, набрали группу, упаковали велосипеды и уехали.

- А мы собираемся в Израиль, — говорит Константин. — А в том году в Шри-Ланку съездили.

 - Есть и такие ребята, которые ездят по 10-20 тысяч км через всю страну, но таких единицы, — добавляет Григорий. — Вы не думайте, что мы не изучаем эту тему. Коммерческие велотуры организованы, например, в Крыму. Но там вложены огромные бюджетные деньги в инфраструктуру этого направления. А что у нас? Допустим, собрали мы тур, нашли желающих, отъехали 50 км — лес, никаких гостиниц, никакой инфраструктуры. Поэтому поставить туризм на коммерческие рельсы здесь крайне сложно.

 

Лень и «понты»

 

- Григорий, а вы в обычной жизни для перемещения в пространстве используете машину или велосипед? Из дома на работу, например?

 - Если бы было одно место работы, когда ты приехал, весь день провел на работе и уехал домой — однозначно использовал бы велосипед. Это гораздо удобнее, чем машина. Всегда можно точно спланировать, сколько времени тебе понадобится, чтобы добраться до работы. По поводу погодных условий тоже не стоит волноваться — есть соответствующая одежда.

 

Так отчего же все не пересели на велосипеды?

- Лень. К тому же основная масса людей считает, что велосипеды — это не престижно. Если ты директор какого-то предприятия, с чего вдруг ты на велосипеде поедешь?

 

- Но ведь есть велосипеды, которые стоят, как машина?

- Есть. Но на них же этого не написано. А если ты едешь на «Бентли», все сразу понимают, кто есть кто(ну или кто на чем). Хотя уже и в Кирове есть, люди, которые перебороли в себе этот пережиток прошлого, они ездят на велосипедах, и их подчиненные, глядя на руководство, тоже пересаживаются на велосипеды. И знаете, вообще велосипедная сфера — она саморегулируешаяся , развивается сама, причем только в том направлении, в котором она должна развиваться. Допустим, стало больше велосипедов — поставили велопарковки. Правда, пока все это убого выглядит и практически не работает, потому что нет камер видеонаблюдения и ответственных людей, но минимальный шаг вперед сделан. Будет еще больше велосипедов — что-то еще измениться, появится что то новое. Проблема только в том, что у нас город очень инертный, и что-то новое донести до людей сложно. Мы как-то хотели организовать велопарк(не путать со скейтпарком), разработали проект, пришли в правительство, но поддержки никакой не нашли. Мы пока в глазах чиновников — группа придурков. Нам в принципе это прямым текстом сказали)

 

- Полагаю, и как предприниматель особой поддержки вы не наблюдаете?

- Да лишь бы не мешали. А поддержки мы никогда и не просили. Мы живем в России, и у нас вряд ли начнут выдавать кредиты предпринимателям без залога и без процентов, как в некоторых других странах. У нас страна больших возможностей, но с нуля что-либо начать очень сложно. Все всегда упирается в оборотные средства, в ресурсы.

 

- Однако кому-то удается. А вы теперь еще и строительное направление развиваете, правильно?

- Да. начали мы чуть больше года назад. Занимаемся общестроительными работами, кровельными работами. До этого на стройке я работал не один год — мастером, бригадиром, потом сформировал несколько своих бригад. И для того, чтобы не работать через посредников и не быть постоянно в качестве подрядчиков, мы организовали свою строительную фирму. 

 

- С чисто финансовой точки зрения вы делаете ставку на велосипеды или на строительный бизнес? И что вам больше интересно?

- Велосипеды — это не столько более перспективное направление, сколько более стабильное. Оно перспективно скорее на будущее, так как будет развиваться, в любом случае. И это направление мне более интересно так как сочетает и хобби и спорт и бизнес. Строительство же интересно с точки зрения чистого бизнеса . Этот бизнес позволяет более быстро зарабатывать. Но я не знаю людей, которые фанатично занимались бы стройкой только потому, что им это нравится.

 

- Вы счастливый человек?

- Понимание счастья у всех свое. Я не скажу, что я не счастливый, но до полного счастья еще есть к чему стремиться.

 

Оригинал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.