Велосипед в Москве (и Питере): Бывалый — Трусам

Российский журналист и телеведущий Дмитрий Губин - о веложизни и не только Gubin Dima Год назад приложение к газете «Ведомости», зная, что я предпочитаю велосипед в городе машине, заказало мне текст.
Я написал.
Мне заплатили.
Приложение не вышло: закрылось, и на этот раз не я был тому виной.
Но уже в этом сезоне несколько человек задавали мне тот вопрос, который звучал в тексте: какой велик брать?
И я решил вытащить написанное из архива.  
Потому что важен не только этот вопрос, но и  ряд других, которых новичок обычно даже не предполагает, например: как обезопаситься от угона?
Две коротких ремарки (для тех, кто уже в седле). По Питеру я катаюсь на 28-дюймовом «гибриде» Author (узкие полуслики) с навеской Deore: Питер — плоский город с ухоженными парками, и мне нужна скорее быстрая, чем проходимая машина.
А в Москве, совершенно неприспособленной для велосипеда, у меня несколько тяжеловатый, но юркий (специально брал раму на размер меньше) Focus Raven Rookie с какой-то невеликой навеской, типа Acera.
Оба — с обычными, а не дисковыми тормозами, с недорогими велокомпьютерами (от велофирмы BBB за 650 руб. — самое то: а так они быстро ломаются, я уже штуки четыре сменил).
И еще: на один вел я поставил электрический звонок-сирену. Так вот: то была ошибка. Обычный дзинь-дзинь звонок лучше не только тем, что стоит копейку, но и тем, что на него пешеходы лучше реагируют. А электрогудок они нередко игнорируют, не понимая, what’s the fuss. Что касается совета не покупать велосипед  в супер- и гипермаркетах (да и вообще любое технически сложное спортивное оборудование, от роликов до лыж), то это — поверьте, стоящий совет. И даже магазин «СпортМастер» — это, честно говоря, недобросовестное запудривание мозгов новичкам. Руль дешевого велика, купленного там для жены (она кататься почти не умеет) вылетел из крепежного гнезда, пока я ехал из магазина до дома, а крепеж там такой, что будет отваливаться и впредь. Из сетевых спортмагазинов я бы рекомендовал в первую очередь «Кант», во вторую — «Триал-спорт», что не исключает, разумеется, и всех прочих специализированных. Недорогой велик с нужной навеской (фонари, звонок, насос) без излишеств (крылья, например, смысла почти не имеют) обойдется в 13-18 тысяч рублей. А что вы хотели? Осенью, зимой и при распродаже старых моделей можно сэкономить до 30% (и, кстати, модели прошлых сезонов я бы и советовал покупать — от новых они будут отличаться лишь дизайном)…
Если «Ведомости» возражают против публикации этого текста в ЖЖ, я его немедленно сниму.

ВЕЛОСИПЕД КАК ВЫБОР СВОБОДЫ

Однажды я разобью хрустальную российскую мечту: избавлюсь от второй машины. Своим стареньким «Ситроеном» я пользуюсь так редко, и сопряжено это с таким отчаянием (парковки, пробки, полиция!), что автомобильная свобода давно сменилась КПЗ.
Велик с недурной навеской, снабженный всеми онёрами (передний и задний фонари, насос, крылья, компьютер) стоит вдвое дешевле моей годовой автостраховки КАСКО. По Москве же в сезон я передвигаюсь все чаще на велосипеде, а по Петербургу – исключительно на велосипеде (в прошлом году – до снега). Разговоры «а как же непогода?!» смешны. От дождя спасают: меня — куртка, велосипедную цепь – смазка. И в ненастье проблема не само ненастье, а российская грязь, которая забивается под тормозные колодки.
Gubin velik

Во время отдыха ГУБИН объездил весь Кипр на велосипеде

Я не сразу въехал в велосипедную тему в городе. Сначала катался на даче, за городом, за границей. И главным открытием было неизменно резкое расширение представлений о месте, где ты оказался. Например, на Кипре всюду вдоль моря обнаружились велодорожки (ими местные власти заманивают к себе велофанатов). Без велосипеда Кипр так бы и остался для меня довольно скучным местом. Или Аландские острова – фантастической красоты архипелаг между Финляндией и Швецией, — я там на велосипеде ездил по грибы, тормозя лишь у белых и груздей, игнорируя второсортные подберезовики… А Карельский перешеек под Выборгом?! А финская Страна Озер?! Да и Хельсинки, скажу вам без велосипеда не понять. Пешком – слишком большие расстояния. А на машине – как на трамвае: строго по линии разрешенных парковок. Я всегда с грустью смотрю на соотечественников, знающих в Хельсинки лишь пятачок Эспланады, Рыночной площади да улицы Маннергейма. А Эйра, сплошь застроенная северным модерном? А парк Кайвопуйсто, куда русские, при Николае I невыездные, ездили на воды? А гнездовья птиц – прямо в историческом центре?!

Велосипед в мегаполисе

Однажды я дозрел до велика и в Москве. Обычный городской маршрут (магазин – химчистка – банк – спортзал) на машине стал занимать полдня. Велосипед оказался удобнее, проще, дешевле. А уж как на меня смотрят у светофоров (на мне велоочки, шлем, перчатки, угольный респиратор, лосины-тайтсы и велорубашка-джерси) – так на меня не смотрели, даже когда я был за рулем BMW Z4. Хотя цена моему велосипеду — $500.
Правда, я сам в неком ужасе смотрю на некоторых разодетых в пух и прах велобратьев в возрасте 40+, когда по их неуверенности понимаю, что мужики взгромоздились на устрашающего вида двухподвесы после 20-летнего перерыва, и что последний раз гоняли на советской «Каме» в студентах на даче. Ну, в лучшем случае – на «Старт-Шоссе» (были такие спортивные велики, с переключателями скоростей на раме). Дело в том, что даже простой современный велосипед (без дисковых тормозов, без регулируемой жесткости амортизатора) – как иномарка по сравнению с «жигулями». Например, колесные обода у него – двойного профиля. Поэтому на нем можно скакать через бордюры – тогда как советский «Орленок» тут же бы получил «восьмерку». Однако на моих глазах один расфуфыренный джентльмен, попробовав изобразить через бордюр bunny hop, «прыжок зайца», от удара вылетел из седла, грохнул велосипед на себя и разодрал до крови бедра. Да чего там – падал несколько раз и я, неудачно пытаясь трюкачить. Вот почему, может быть, мои соображения – человека, при любой возможности передвигающегося по городу на двух колесах  – вам и пригодятся.

Покупка

Два стандартных вопроса новичков таковы:
- Какой велосипед выбрать?
- Сколько это может стоить?
В свое время с первым вопросом я приставал к другу нашей семьи, чемпиону Римской Олимпиады (бронза за командную гонку преследования на 4 км), ныне ректору Петербургского университета дизайна Виктору Романову. Он честно ответил:
- Купи любой.
Беда в том, что новичка такой ответ не устраивает. Поэтому уточню:
- Покупайте любой в пределах бюджета, но только не в гипермаркете. Велосипеды в гипермаркетах нередко красивы и недороги. Проблема одна: обычно это китайские муляжи велосипедов. О нет, педали будут крутиться и скорости переключаться. Однако в 10 километрах от дома неожиданно может порваться цепь. И что тогда делать?
Я бы не советовал покупать велосипед даже в спортивном супермаркете. Лучше идти в специализированный магазин. Иногда тысяч за 10-12 можно выбрать вполне пристойную машину. Но тут, к сожалению, придется столкнуться с оборотной стороной специализированной торговли.
Дело в том, что продавцами в веломагазинах работают, как правило, фанаты велоспорта, которые смотрят на новичка, как судья Сырова на Pussy Riot. Маньячески горя глазами, эти люди будут спрашивать, потребна вам навеска Deor или хватит Alivio? Горный байк или двухподвесник? На «злой» резине или полусликах? Самые доброжелательные снизойдут до: «Кататься планируете или прыгать тоже?»
Так вот, если вы до сих пор читаете этот текст, а не отшвырнули его с криком «Детсад, чесслов!», то вам в качестве универсальной машины разумно взять горный велосипед, маунтинбайк, на не слишком «злой» резине (чем эффектнее рисунок протектора, тем больше усилий отнимает езда), с системой уровня Acera или Alivio, с обычными тормозами (дисковые поднимают цену на 3-4 тысячи рублей). И, разумеется, тот, который понравился. А чтобы продавец не испепелял взглядом, можно запомнить пару вещей.
Система переключателей скоростей почти всегда производится фирмой Shimano, и носит, в порядке усложнения, имена Tourney, Acera, Alivio, Deor, XT, XTR, к которым каждый сезон добавляется что-то новенькое. Новичку тратиться на систему высшего уровня глупо: разницы он не ощутит.
Велосипеды делятся не несколько типов: MTB, BMX, двухподвесы, шоссейные, ситибайки, причем на сезон-другой в моду входит какое-нибудь всеобъемлющее «эндуро». BMX – это маленькие односкоростные велики для трюков на рампе, мечта патлатого подростка в бейсболке. Двухподвесы – космического вида машины, у которых, помимо амортизатора на передней вилке, есть еще один, на раме: эти велосипеды – для прыжков и скоростного спуска (уверен, в комплект входит готовое завещание). Ситибайки похожи на севших на диету «Харлей-Дэвидсонов», — их обожают хипстеры в Парке Горького. Шоссейные велики – это те самые с низким «бараньим» рулем, легкие и быстрые, но капризные вне асфальта. 
Mountain bike, MTB, на этом фоне как раз крепок, неприхотлив и маневрен.
Только не покупайте сразу дорогую машину для соревнований. Одним из моих первых великов был GT Avalanche 1.0 (знатоки тут присвистнут: «О-о-о!»). Так вот, радости я получил мало: он был слишком серьезен для меня. А вот шок получил. Это когда в магазине мне выдали велосипед без педалей. Как так – без педалей? Да так: к машинам такого уровня каждый подбирает педали сам, — например, с креплениями для велотуфлей. Когда стопа пристегнута к педали (раньше для этого использовались стремена-туклипсы, сегодня – крепления-кликеры), энергия передается не только при движении ноги вниз, но и вверх.
Важно это на соревнованиях? Еще бы! Однако попробуйте представить себя с пристегнутыми к педалям ногами…

Похитители велосипедов

Наивен, кто думает, что, купив велик, он главную проблему решил.
Потому что главная проблема – не где кататься, а где велосипед хранить.
Из неохраняемых подъездов велосипеды угоняются на раз-два: мой Avalanche украли из подъезда через полгода, а в позапрошлом году увели прикованный довольно мощным велозамком древний рыдван, когда-то за 100 евро купленный в Финляндии. Головку замка пережгли паяльной лампой, — полагаю, рабочие с соседней стройки.
Если в подъезде нет консьержки – приобретайте цепь из легированной стали (такими на улицах приковывают мотоциклы), мощный замок и крепите седло хомутом со спиленной головкой болта.
Второе по популярности место краж – возле торговых центров. Увлеченный шопингом хозяин не скоро спохватится, а перерезать гидрокусачками велозамок – плевое дело. Поэтому правила просты: если слезли с велосипеда хотя бы на пару минут – немедленно пристегните его велозамком. Если оставляете велик возле магазина – ставьте на виду у охраны и дублируйте защиту вторым, навесным замочком (лично я вставляю дужку замка в отверстие для крепления дисковых тормозов, блокируя спицы). Второй замок для татя будет полной неожиданностью – так что он, скорее всего, угонит велосипед соседа.
Так что заранее думайте, где будете велик хранить. Подъезд с консьержкой, гараж, лоджия, балкон – разумные варианты. В Питере мой велосипед спрятан на чердаке, в Москве стоит просто в комнате за шкафом. А что? Я однажды видел квартирный интерьер, созданный молодым дизайнером Оксаной Тарнавской – так там ситибайк с грациозно вытянутой рамой был взгроможден на стену под углом 90 градусов: смотрите, завидуйте, безлошадные!

В спортивном стиле

Ну что, можно ехать?
Почти.
Велосипедист может обходиться без пижонских прибамбасов (без «рогов» сбоку руля – хотя они помогают расслабиться рукам), однако кое-что действительно необходимо.
Первое – велосипедные фонари, работающие в режиме «мигалки» (передний в таком случае будет стробоскопом). Стробоскоп разумно включать даже в солнечный день (чтобы водители и пешеходы видели издалека), а уж ездить без фонарей в темноте – это накликивать беду.
Второе – велошлем (кое-где в Европе за езду без шлема вообще штрафуют).
Третье – велоперчатки, лучше всего с гелевым заполнением. Велоперчатки  кажутся пижонством, но это не так. Обычно при падении велосипедист страхуется ладонью. Ну, и подумайте, каково это – рукой по асфальту.
Четвертое – две аптечки. Одна – обычная (спиртовая салфетка, пластырь, йод). Вторая – велосипедная («шкурка», клей, резиновые заплатки – на случай прокола колеса). Места обе занимают с пачку сигарет.
Пятое – звонок на руль. Как без него в людных местах обойтись? Кричать «поберяги-и-ись!»?
Удобен еще велорюкзак (с регулирующимися лямками, с фиксацией на груди и животе) и велокомпьютер: общий и текущий пробег, средняя и максимальная скорости.
Все прочее – опции.

Свобода и познание
Питер, если кто не знает - город бедный. Тут и солдаты бумажные, и велосипеды фанерные. Я правду говорю!

Питер, если кто не знает — город бедный. Тут и солдаты бумажные, и велосипеды фанерные. Я правду говорю!


На свежекупленном горном байке разумно покататься недельку-другую в парке, пробуя, как он реагирует на переключение скоростей или тормоз. Если резко дать по обоим тормозам, можно легко вылететь из седла: велосипед с заблокированными колесами неуправляем, а вело-АВS, увы, не изобрели.  А реальная езда по большому городу – это маневрирование. Для меня, например, открытием было то, что по московским тротуарам ездить трудно. Они оккупированы запаркованными автомобилями, оставшиеся проходы забиты людьми, которые при виде велосипедиста мечутся, как гастарбайтеры при полицейской проверке. Особенно непредсказуемы собаки и дети. Йоркширский терьер, бросающийся под колесо, — это посильнее пуделя, встретившегося Фаусту. А по дорогам трудно передвигаться не из-за трафика, а из-за того, что умники паркуют машины в два ряда. И порой умников больше, чем законопослушных дураков.
В общем, приходится комбинировать дорогу и тротуар.
Зато, повторяю, представления о мире расширяются.
Порою новые познания разочаровывают – без велосипеда, например, я так бы и не узнал, что комбинация смежных московских парков – Ботанического сада, ВВЦ и «Останкино» – по-советски убога и уныла: заборы, отсутствие садовников и указателей. Но есть и открытия. В Тимирязевском парке я, например, обнаружил фан-парк для BMX (с рампами и горками), а также… не знаю, как назвать… помоечный фитнес. Есть там одно тайное место, где местные богатыри качают на пленэре мышцы: штанги у них сделаны из дубин и автомобильных колес, тренажеры из рухляди. Фантастическое зрелище! Как говорится, всюду жизнь…
Есть у веложизни и другие последствия.
Одно – снижение веса. Обычная велонагрузка – это аэробный режим (что означает у среднего 40-летнего мужчины пульс около 125 ударов в минуту). По часу в день на велосипеде, — и через месяц «автомобильные бока» заменяются поджарыми, велосипедными.
Второе – за рулем велосипеда удобно слушать аудиокниги. На длиннющей набережной Москвы-реки вдоль Парка Горького, Нескучного сада и Воробьевых гор я переслушал тьму лекций писателя Дмитрия Быкова и философа Александра Секацкого.
А третье, что дает велосипед в городе – это неожиданное ощущение европейской свободы: ты неуязвим для охотящейся за твоим кошельком дорожной полиции.
Словом, небольшие расходы, свобода, чудесное ощущение физической нагрузки, книги, расширение границ известного – это и есть велосипед.
Есть смысл приобщиться. Оригинал

  1 комментарий на “Велосипед в Москве (и Питере): Бывалый — Трусам

  1. plitkiDab
    16.01.2017 в 19:02

    Само понятие «Модерн» уходит своими истоками в XIX-XX веке, когда в Европе появился принципиально новый вид искусства, связывающий в себе многочисленные элементы разнообразных направлений этого времени.
    Одной из генеральных особенностей стиля модерн несомненно являются мягкие изгибы и контуры, отказ по возможности от прямых углов и предпочтений наиболее натуральным орнаментам, именно они типичны природным объектам.
    Данное течение часто пытается гармонично сочетать художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать. Большинство элементов дизайна, исполненных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.